Tromsø Skyrace была для меня гонкой-мечтой с cамого момента запуска. Подозреваю, что в этом я совсем не уникальна. Мало того, что организаторы - легендарные Килиан Жорне и Эмели Форсберг, но и фотки и видео с гонки будоражили воображение, и вообще Норвегия для меня всегда была волшебной мечтой. И тут желание сбылось - я получила работу в Тромсе. Но когда открылась регистрация, я как-то этот момент прохлопала ушами, и все слоты разошлись за 10 минут. Я не долго горевала, записалась на забег-спутник, и решила, что ультра от меня никуда не денется. В последующие месяцы я даже начала этому радоваться. Заполучив в апреле травму, мне пришлось сделать полный перерыв от бега на полтора месяца, и в июле я только-только вернулась к нормальным тренировочным объемам. Но тут за 2 недели до старта знакомая девушка, записанная на основную гонку, тоже получила травму, и предложила мне поменяться местами. Это было несколько неожиданно - я уже настроилась на приятную, легкую пробежку по знакомым и не сложным горным тропинкам. А тут вместо этого 57 км по бездорожью, бурелому, с элементами скалолазания, восемью бродами и вертикальным набором в 4500м. Ну, что делать, от такого не отказываются, плюс тренер поддержал эту идею, мы быстро списались с организаторами и сделали обмен.
Маршрут покрывает 53 км (на самом деле, 57) и 4500м вертикального подъема
|
Так как старт был для меня, в общем-то, второстепенный, травмированная связка периодически напоминала о своем существовании, а через 3 недели после него у меня должен был быть ожидаемый с нетерпением CCC, я поставила перед собой следующие амбициозные цели: (1) не покалечиться. (2) получить как можно больше удовольствия от гор и природы, и атмосферы гонки. (3) потренироваться бегать с палками, и вообще протестировать все оборудование для ССС. О результате я решила вообще не думать, и была морально готова сойти с дистанции, если ноги начнут барахлить, но очень грубо прикинув, решила, что если все пойдет нормально, я наверное пробегу часов за 10-11. Забегая вперед, напишу, что пункты 1 и 3 мне удались вполне, а вот со вторым сложилось не очень.
Накануне был брифинг - его проводил Килиан. Брифинг мне показался несколько сумбурным, но было здорово вживую послушать Килиана и Эмели. Вот наконец утро гонки. Это было очень странное ощущение, топать до старта из собственного дома (я живу в 10 минутах легкой трусцы), особенно если учесть что это за мою жизнь самая “престижная” международная гонка. Перед стартом я очень хорошо пообщалась с мировыми звездами скайраннинга: Хиллари Аллен, с которой у меня общий тренер и с которой я до этого общалась через фейсбук, а тут наконец познакомилась вживую, и Меган Киммел, с которой меня познакомила Хиллари.
Первый подъем, сзади виднеется город Тромсе |
Дали стартовый сигнал и наша небольшая толпа рванула со старта, как будто это был 5-километровый забег по шоссе, а не горная ультра. После нескольких километров по дороге, которые я на стартовом адреналине пробежала, вероятно, слишком быстро, начался первый подъем. Он был по отличной, хорошо мне знакомой тропе, я достаю палочки и поднимаюсь в бодром темпе. После первых 300м крутого подъема тропа выравнивается и начинается серия небольших подъемов-спусков, а за ними первый “серьезный” подъем.
Вид с горы Тромсдастинд |
К этому моменту адреналин чуть отошел, я решаю немного замедлиться, общаюсь с людьми и фотографирую. Пока все хорошо, чувствую себя отлично. Вот наконец долгожданная первая вершина, 1200м, а сразу за ней очень крутой технический спуск - уже мне не знакомый, так как не дошли руки, вернее ноги, его перед гонкой проведать. Первый же участок, снежник, пришлось съехать на попе, иначе было никак не спуститься, а за ним крутой склон с большими неустойчивыми камнями, которые периодически катились вниз. Я берегу коленки и спускаюсь осторожно, сползая вниз на руках и переодически снова съезжая на попе. За этим спуском следовала более пологая часть, где можно было чуть расслабиться и разогнаться. Там было очень красиво, много зелени, ручьев и шумящих водопадов, и я порадовалась, что даже у себя “дома” могу открывать для себя новые места. Через эту часть протекало несколько рек, наиболее глубокий брод был мне почти по пояс. Вода холоднющая! Я вспомнила слова Килиана с брифинга о том, как полезна холодная вода для уставших мышц :) И за этой пологой частью снова крутой, местами вертикальный спуск, через лес, по грязи и корням. В первые годы, говорят, тут даже тропы не было, и участники спускались по прямо по бурелому. Вот, я представляю, это был адище! Я бегу в группе двух других девушек - мы шутим о том, как будет весело тут подниматься на обратном пути (маршрут делает петлю на следующей горе, а затем возвращается на первый пик тем же путем). Наконец мы спускаемся в долину, где проходит самый быстрый плоский беговой участок и ПП перед подъемом на главную гору, Хампероккен (1400м). На ПП какое-то совершенно локальное густое облако из комаров (бедолаги волонтеры!), поэтому я там не задерживаюсь и устремляюсь в лес.
Один из многочисленных бродов |
Вид с подъема Хампероккен. На заднем плане справа гора Тромсдалстинд, с которой мы только что спустились, и на которую еще раз поднимемся на обратном пути |
Начало гребня. Пик Хампероккен вдали |
Технический гребень |
Подъем длинный и достаточно крутой, но не сложный - сначала по хорошей лесной тропе, затем по каменистой. Еще в лесу я встретила Меган Киммел, которая грустно спускалась вниз, держа в руке сложенный номер. Уж не знаю, что у нее пошло не так, но она решила развернуться, не дойдя по вершины. Я обмениваюсь с ней парой слов, и спешу дальше. Уже подходя к ложной вершине, за которой начинается гребень, ведущий к настоящему пику, который выступал через туман зловещим силуэтом, как рисуют на фоне замков всяких злодеев в голливудских фильмах, я слышу звуки вертолета. А дальше я вижу и сам желтый вертолет скорой помощи, и мое сердце падает - это значит, что кто-то в беде. Я медленно продвигаюсь по гребню вперед и вижу на камнях внизу, метров 50 ниже, девушку. Она сорвалась, проходя этот непростой участок. На гребне стоят люди. Я спрашиваю их, известно ли, кто это, и каков статус? Женщина-волонтер говорит, что это девушка из Колорадо, Хиллари, что она “пока жива”, но больше ей ничего не известно. Я вообще человек не очень эмоциональный, но эта новость меня сразила совершенно наповал. Я хочу тут же к ней спуститься, но меня удерживают, т.к. с ней уже есть два человека, и я просто сажусь на камень и растерянно наблюдаю, как проходит спасательная операция. Мне приходилось ранее становиться свидетелем несчастных случаев, и это всегда очень тяжело, но как оказалось, в сто раз тяжелее - когда это знакомый человек, с которым ты утром весело шутил и смеялся, и строил какие-то совместные планы на после гонки. В тот момент, весь смысл гонки для меня испарился. Долго сидеть я не смогла - начала замерзать, и я решаю дойти до следующего пункта и сойти с дистанции. Медленно, ничего не видя от слез, которые застилали глаза, иду дальше по гребню - парень за мной периодически поправляет меня, “разметка вон в ту сторону!”, я вообще уже не слежу, куда иду. Характерно, что никакого страха за себя я не испытывала, и о собственной безопасности я вообще не задумывалась, хотя, может быть, следовало бы. Дальше, все было как в тумане. На телефоне осталось несколько фото, оказывается, я останавливалась фотографировать, я вообще этого не помню. К слову, гора и гребень совершенно потрясающие, и при других обстоятельствах я была бы на седьмом небе - в прямом и переносном смысле. Наконец я на вершине и ползу с нее вниз - волонтеры протянули веревку для спуска, т.к. последний участок совсем вертикальный. Спуск дальше идет крутой и техничный, но я даже и не пытаюсь бежать - мне лишь бы дойти до пункта на дороге, а там поймать машину до города. В какой-то момент вспоминаю, что я уже минимум полтора часа ничего не ела и не пила, да и вода у меня давно закончилась, но мне в тот момент это совершенно безразлично. Внизу крутого длинного снежника, про который нам тоже говорил Килиан на брифинге (“тут вы сможете бежать очень, очень быстро, но если вам там будет слишком страшно, можете спустится и по камням слева”), стоит мой приятель, волонтер - его задача была ловить и спасать тех, кто вовремя не остановится, летя вниз с этого безумного снежника. Он расспрашивает меня, что случилось - оказалось, он тоже уже давно ждет своего друга, который участвовал в гонке и должен был пройти минимум час назад, и переживал. Как потом выяснилось, этот его приятель был с Хиллари во время падения и ждал вместе с ней вертолет, поэтому и не спустился.
Технический гребень и вертолет скорой помощи на заднем плане |
Ледниковое озеро на спуске с Хампероккен |
Вот наконец пункт на дороге. Там стоит другой волонтер, с которым я была на гребне. Он мне говорит, что Хилари успешно эвакуировали, что она жива и в сознании, и судя по всему, ее жизни ничего не угрожает. Это мне очень обрадовало и вернуло некоторый боевой дух. Я начинаю прикидывать свои силы и время, и понимаю, что все самое тяжелое позади, и финишировать вполне реально. Подумала также, что я бы на месте Хиллари расстроилась, если мои друзья в такой ситуации бросили гонку. Я не задерживаюсь, беру пару ломтиков яблока с ПП и бегу дальше.
Дальше оставался всего один большой подъем, 1200м, но он был поистине адовый. Первая его часть проходила через тот самый лес, на тропах, которые мне казались вертикальными, да вдобавок по глубокой грязи. Как раз в этот момент решило выйти солнце и начало палить - я человек северный, и даже небольшую жару переношу плохо. Нас окружало облако кусачих мух и слепней. Парень-голландец, с которым я бежала какое-то время, а потом он убежал вперед, не выдержал и развернулся, пошел обратно на ПП сдавать номер. Я тоже была не очень, но сдаваться уже не намеревалась. Нехватка воды и еды на трассе давали о себе знать, меня тошнило от жары, и я не могла ничего есть. Но я думала о том, что по сравнению c Хиллари, мне вообще не на что жаловаться, и продолжала ставить ноги одну вперед другой. В первый раз мне было на гонке так физически плохо, и сейчас, имея возможность рефлексировать, я считаю, что было крайне полезным опытом. Палки, в которые я до этого момента не очень-то верила, оказались на этом подъеме настоящими выручалками. Наконец тропа выровнялась и снова появились знакомые 4 брода через реки, и никогда я не была чему-то так рада, как этим речкам. Перед последней я сняла рюкзак и окунулась в нее с головой. Это очень освежило перед последним крутым подъемом. Но по-прежнему было тяжело и я ползла вверх с черепашьей скоростью. Очень кружилась голова, каждые десять шагов приходилось останавливаться, перед глазами темнело и мелькали огоньки. На этом участке меня обогнало много народу, включая двух девушек, и я хоть и решила для себя, что результат мне не важен, это тоже не очень-то мотивировало.
Уже совсем близко к вершине меня обогнала еще одна девушка с очень милым и добрым лицом. Мы с ней зацепились языками, и этот разговор каким-то образом вернул меня к жизни, и я побежала вместе с ней. Девушка, Молли, оказалась американкой, но выросла в Норвегии и сейчас живет в Осло. У нас с ней оказалось много общего и мне сложно было бы пожелать лучшего попутчика. Мы всю дорогу болтали, несколько раз друг друга ждали, и последние 1.5 часа уже снова по знакомым тропам прошли незаметно и намного проще, чем все предыдущие километры. Мы бежали в хорошем бодром темпе и даже смогли обогнать пару человек, а прибежав в город, даже включили скорость и финишировали нога в ногу, за 11 часов и 22 минуты, в 11-ом месте среди женщин. Она могла бы легко от меня убежать на финише (у меня силы были совсем на исходе), но этого не сделала. Хорошие люди - это одна из основных причин, за что я люблю трейлраннинг. Почти после каждой гонки у меня появляется хотя бы один новый друг, и этот раз не исключение. Она написала намного лучший отчет о гонке, чем мой, правда на английском.
Мы с Молли на финише. |
На финише нас ждала Эмели Форсберг, она сказала мне, что “с Хиллари все в порядке, она всего лишь повредила немного руку”. Если бы у меня работал на тот момент мозг, я бы сообразила, что это не может быть правдой после такого падения (так впоследствии и оказалось), но на тот момент я ей поверила и почувствовала прилив радости, и усталости, и гордости от финиша. Из 45 стартовавших женщин финишировало всего 21. Многие не уложились в контрольное время - оно было очень жестким и, на мой взгляд, не очень справедливым или логичным (я уже написала организаторам отзыв).
От гонки остались смешанные чувства, сумбурные. Я, конечно, сильно недооценила дистанцию и то, насколько она действительно непростая. Но маршрут, да и сама атмосфера гонки совершенно потрясающие, и это действительно нужно испытать на себе. За 11 часов одного дня, мне кажется, мне привелось испытать чуть ли не весь спектр человеческих эмоций. Теперь я умнее, и в следующем году уже хочется подготовиться к этой дистанции нормально. Хоть день и выдался непростым, нет худа без добра - так как скорость в этот раз у меня была ограничена совсем не ногами, а головой и желудком, на следующий день я уже была как огурчик. Сегодня, 3 дня спустя, я вышла на первую пробежку, и мы уже на ближайшие выходные запланировали с друзьями поход на Хампероккен - хочется получить удовольствие от этого прекрасного места, и надеюсь, на этот раз обойдется без вертолетов!
На последней фотке Эмили из-за спин выглядывает)
ОтветитьУдалить