воскресенье, 2 сентября 2018 г.

UTMB TDS 2018

После неудачной попытки в прошлом году пробежать ССС, я знала, что придется вернуться в Шамони, брать реванш. Но ССС почему-то второй раз бежать не тянуло, и я остановила выбор на TDS, которая считается наиболее техничной гонкой серии UTMB. Бегать я не умею, поэтому я решила, что техничный ландшафт это как раз для меня.

Перед гонкой с вечера пришла смс: ожидается ливень и гроза, старт переносится на 2 часа, и из маршрута вырезают кусок из середины: подъем в 2000м с последующим техническим спуском. Если первый пункт означал приятную перспективу поспать до 5, а не до 3, то по поводу второго я расстроилась, ибо можно сказать ради этой “вкусной” части дистанцию и выбирала.

На старте в Кормайоре

Утро было ясным и безоблачным, даже перед рассветом было очень тепло, обещанной грозой даже и не пахло, наоборот все предвещало жару. Я довольно поздно пришла на стартовый карман и оказалась где-то в самом хвосте. Но по советам бывалых я знала, что в отличие от ССС совсем узких участков на первой части нет, поэтому совсем по этому поводу не переживала и ломиться вперед не пыталась. Старт был как всегда - эпичная музыка, давка, небольшая пробка, и наконец мы бежим по улицам Кормайора. Первый подъем по широкой горнолыжной трассе, действительно легко идти более-менее в своем темпе. На этом первом подъеме я поймала двух других русских ребят - Лешу и Виталия - первую четверть-треть гонки мы шли вместе, и эти километры быстро прошли в приятной компании. А вообще как-то сложилось, что за исключением этих ранних километров, эта гонка для меня стала самой одинокой, удивительно, т.к. она же была и самая многолюдная! Но получилось, что в основном я бежала одна, а если и случались попутчики, то у нас не было ни одного общего языка.

Ранние километры
С Виталием и Алексеем
Подъем на Col Chavannes, 2600м
Виды, от которых сердце замирает

Первая часть маршрута проходит на высоте до 2600м, и высота ощущалась. На подъеме я шла максимально легким темпом, но чувствовала, что сердце работает сильнее, чем обычно, я как будто не могла надышаться. А после высокой точки идет длинный, великолепный беговой спуск, и cбегая с вершины я с удивлением обнаружила, что не могу разогнаться, сердце не позволяло. В первый раз в жизни такое было, ведь я почти не бывала в высоких горах. Но наверное и слава богу, поберегла ноги. С наступлением дня стало жарко, пекло солнце, дождем по-прежнему не пахло. Я охлаждалась, опуская кепку в каждый ручей. Погода резко изменилось как раз когда мы подходили к пункту на границе Италия-Франция, Col du petit Saint-Bernard (36км). Откуда-то появилась черная туча, задул сильный ветер и начало лить, как из ведра. Я быстренько нацепила на себя всю свою непромокаемую одежду и побежала дальше, пока все пережидали ливень под шатром. Непогодой меня не удивишь, это моя стихия :) Дождь продолжался где-то пол-часа, а потом прекратился также резко, как и начался. Туча расступилась и снова начало жарить солнце. Я думала уж добежать до Bourg Saint-Maurice, не дергаясь, но пришлось остановиться и снова все с себя снимать. Вообще наверное никогда так часто на гонке не приходилось снимать-надевать рюкзак. Как минимум куртку я приноровилась снимать-надевать на бегу :)
Перед Col du petit Saint-Bernard, за пару минут до того, как нас накрыла тьма
Облака расступаются после ливня

После Bourg Saint-Maurice (51км) начинался измененный участок маршрута, который убирал 400м подъема, зато добавлял несколько километров длины (сколько на самом деле, я так и не поняла, 2-5км по разным оценкам). Сказать, что он был неприятным было бы даже слишком щедрой оценкой. Сначала это была узкая лесная тропа - не очень техничная, но и не особенно беговая, и довольно скучная. А после нее начался длинный пологий подъем почти в 15км - по асфальту шоссе. Вот это стало по-настоящему неприятным сюрпризом. Я бегаю по шоссе очень плохо, и на тренировках асфальт стараюсь избегать, плюс обувь у меня была ну прямо совсем для него не подходящая. Пока я его шла, (именно почти целиком шла, хотя уклон был вполне себе беговой), я прокляла все на свете и уже начала подумывать о смене хобби на какое-нибудь менее болезненное, вроде вышивания крестиком. В итоге на ПП, где меня ждала заброска, я пришла злая и деморализованная, и провела там намного больше времени, поедая суп с макаронами и приходя в себя, чем стала бы при других обстоятельствах.
Бесконечный асфальтовый подъем на Cormet de Roselend

Зато следующая часть маршрута быстро вернула мне любовь и к жизни, и к спорту, несмотря на то, что снова начался ливень и тропы начали превращаться в грязевые потоки. Вообще эти ливни были впечатляющими. Временной промежуток между первой каплей и стеной дождя был секунд 30, поэтому даже сразу остановившись одеться я успевала вымокнуть. Но, по-своему, это было очень здорово, эта стена дождя и сверкающие со всех сторон молнии. И эти ливни длились недолго. После небольшого подъема маршрут проходил через великолепное ущелье под названием Chemin du Curé. Слева были скалы, справа был обрыв, а далеко внизу шумела река. Было так красиво, что щемило где-то в груди. Я подумала, с сожалением, что большинство участников будет проходить этот участок ночью, т.к. время уже было после заката, а я явно была ближе к началу, чем к концу.

Chemin du Cure. Фото не отражает того, как там было красиво! Дело было после заката и было тяжело сделать хороший кадр замерзшими руками.

Все это время я потихоньку пробиралась вперед, обгоняя то одного, то другого. Даже нескольких девушек, что было приятно и необычно для меня так поздно на гонке - по моему опыту, девушки намного лучше умеют раскладывать силы по маршруту, и обычно если они впереди, то их уже не догнать. Так я встретила и свою подругу-канадку Алисию, которая вообще бегает намного лучше меня - но она совершила ошибку, не убрав свою экипировку в непромокаемые пакеты, полностью вымокла и стала совсем замерзать, и на следующем пункте ей пришлось сойти. Увы, ультра таких ошибок не прощает.

A на 86-ом км со мной впервые случилось то, что вообще по рассказам часто бывает с людьми на ультра: желудок перестал воспринимать пищу. Никакую - ни твердую, ни жидкую, даже простая вода тут же просилась обратно. Я подозреваю, что тут дело было даже не столь в расстоянии и нагрузке, а банально во времени суток - ну не привык организм после 11 ночи жрать. Но я понимала, что совсем без еды я быстренько склею ласты, поэтому продолжала пить Тейлвинд маленькими глоточками и есть по крошечной капельке геля каждые несколько минут, параллельно борясь с тошнотой.

На ПП. Увы, все эти вкусности были не для меня

После крупного пункта на Les Contamines (101км) до финиша по расстоянию остается совсем немного, но предстоит еще одно серьезное испытание: подъем на Col Tricot, в народе именуемый “Cтенкой”. Я по отчетам знала об этом месте, и была морально к нему готова, но физически от этого как выяснилось стало не легче. Этот подъем вообще совсем небольшой - всего 500м - но дело происходит уже после более 100км и целого дня бега, и он действительно напоминает стенку. Спускаясь к его подножью с соседнего склона открывается впечатляющее зрелище - цепь огоньков которые медленно-медленно ползут змейкой к самому яркому огоньку, обозначающему вершину. На этом подъеме от сонливости и видимо нехватки питания у меня кружилась голова, я еле плелась, но не позволяла себе останавливаться - одна нога перед другой, движение вперед, вперед. Яркий огонек через туман медленно становился все ближе и ближе, и вот я наконец на вершине. Туман там был такой, что можно было ножом резать и на хлеб мазать. С вершины шел такой же крутой спуск - и в сухую погоду достаточно технический, а ночью, да в мокром густом тумане и подавно, поэтому его тоже пришлось проползти, хотя силы и начали потихоньку возвращаться. Но вот спуск наконец выполаживается и можно снова бежать. Я быстренько отыгрываю обратно те пару мест, которые потеряла на подъеме и уже на хорошей скорости несусь вниз, в цивилизацию, прочь из этих гор. Погуляли и хватит, пора и домой, в кроватку :)

На последнем ПП в Le Houches я все-таки запихнула в себя целый гель Gu Roctane и уже через 15 минут от него эффект был как от ракетного топлива. Я припустила, как будто меня оса ужалила. Эти последние плоские 8км до Шамони, к счастью, оказались не совсем плоскими, как я боялась, а по чуть холмистой лесной тропе,  но зато на ней можно было бежать, причем бежать быстро. У меня давно сели к этому моменту часы, а жаль, т.к. было бы интересно посмотреть свою скорость на этом участке. Мне казалось что я лечу чуть ли не 4мин/км (впрочем, мы все знаем, как ультра может искажать восприятие, так что допускаю, что эти 4 на деле могли быть и 7), но как минимум, все 8 человек, которых я обогнала на этом промежутке, уже через несколько секунд после обгона были не видны позади.

Последний километр по Шамони - темному и безлюдному в 4 ночи. На финише тоже почти никого - в этом конечно минус этой дистанции, чтобы насладиться финишной атмосферой нужно бежать либо очень-очень быстро, либо совсем медленно и финишировать утром-днем. На финише меня ждал Володя Богатырев, за что ему большое спасибо. Время 20:24, место 110 в абсолюте, 16 по девочкам, из ~1900 стартовавших участников. Гонка для меня прошла под мотивом: “тише едешь, дальше будешь”. Если посмотреть раскладку по участкам, то на первой отметке я была 620ой, т.е. по ходу гонки продвинулась на 500 мест. Только на шоссейном участке меня обогнало несколько человек, плюс пара на последнем подъеме. Впрочем, цели соревноваться с кем-либо кроме самой себя, у меня не было, но все равно это приятно.

По экипировке: у гонок UTMB впечатляющий список обязательного снаряжения, порой кажущегося излишним, но на этот раз мне пришлось его использовать почти все, за исключением спас-одеяла и бинта. Осталась очень довольно своей непромокаемой одеждой: курткой North Face Storm и брюками Montane Minimus, они почти ничего не весят, но в них было сухо и тепло даже в самый жесткий ливень. Всю одежду убрала в пластиковые пакеты, и это было абсолютно правильным решением! Обувь на первой половине была Salomon Fellreiser, на ПП с заброской я переобулась в Hoka Speedgoat. Но если бы я знала заранее, как будет проходить трасса, я бы сделала в точности до наоборот. В Хоках по шоссе было бы бежать намного комфортнее, а вот на второй половине, по грязюке и мокрым камням не помешали бы Саломоны. Фонарик я использовала Petzl NAO+, тоже никаких пререканий к работе нет, хватало света на самых техничных тропах. Ела тейлвинд и гели Gu, с ПП только арбуз и иногда немного бульон пила.

Оборудование

В целом маршрут интересный, красивый, организация хорошая, атмосфера и болельщики просто супер, жаль только на гору не дали в середине залезть. Наверное, придется пробежать гонку еще раз, чтоб хоть посмотреть, чем она такая техничная :) Хотя теперь мне хватает баллов для UTMB - так что буду думать, в какую лотерею подаваться в 2019!